Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

МАОУ«Кочневская средняя общеобразовательная школа №16»





Методическая лаборатория

Выступающие:

  • Татьяна Викторовна Седухина, заместитель директора по методической работе
  • Наталья Петровна Морозова, заместитель директора по воспитательной работе
  • Анна Николаевна Файзуллина, педагог-психолог

Выступление Седухиной Т.В. презентацию выступления можно посмотреть здесь.

«Стандарты второго поколения… Учимся работать по–новому»

Ни для кого не секрет, что сегодня в системе образования происходят большие изменения. 2012-2013 учебный год стал для нас особенным. Ровно год тому назад мы узнали о своем участии в проекте по апробации ФГОС в основной школе. В связи с этим необходимо было составить образовательную программу основного общего образования, учителя-педагоги разрабатывали программы по предметам, проводилась стартовая диагностика учащихся. Администрация школы старалась осуществить методическое сопровождение всех этих процессов. Каким образом, и с какими проблемами столкнулись участники внедрения ФГОС в нашей школе, мы постараемся обозначить в условиях нашей МЛ.

Внедрение стандартов нового поколения предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ. Одним из таких условий является обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций.

Еще в августе был проведен установочный педсовет. На ряду с решением серьезных вопросов немаловажным было настроить коллег на плодотворную работу в новом учебном году, создать позитивный эмоциональный фон. Это удалось, используя разнообразные формы: приглашение на педсовет через SMS-сообщение, угощение коллег напитком «Бодрости», приготовленным из любви, терпения, юмора и красоты.

В целях определения тактики введения ФГОС ООО была создана рабочая группа. Свою работу мы прежде всего начали с диагностики готовности педагогического коллектива. На данном этапе выявились некоторые риски: настороженное отношение ряда педагогов, отсутствие целостного понимания полезности введения ФГОС ООО. Чтобы устранить данные риски, необходима была организация повышения профессиональной компетенции педагогов.

Курсовая подготовка на базе «ИРО» позволила педагогам изучить структуру и идеологию Стандарта, познакомиться с основными документами. На сегодняшний день такие курсы пройдены практически у всех педагогов (70%). Наши педагоги активно посещали всевозможные Конференции, семинары, стажировочные площадки как на территории нашей области, так и за пределами ее (г.Челябинск).

Нельзя не сказать о сотрудничестве с ЦРМ г. Екатеринбург. Помимо того, что ребята нашей школы принимают активное участие в конкурсах «Грамотей», «Почитай-ка», выполняют комплексные работы, педагоги используют прекрасную возможность обучаться в «Школе лучших учителей – ЛУЧ». Дистанционно мы обучались на курсах по освоению ТРКМЧП. Практическое знакомство с требованиями Стандартов к результатам освоения образовательных программ прошло в рамках выездного семинара «Предметные компетенции Стандартов Второго поколения». В прошлом году мы принимали участие в Конференции Лидеров образования, которая позволила нам получить не только колоссальный позитивный заряд энергии, но и обогатиться новыми идеями и поделиться собственными наработками.

В рамках внутришкольного методического сопровождения педагогов была организована методическая неделя, посвященная одному из главных вопросов: «Как формировать УУД на уроках и внеурочной деятельности?». Педагоги не только «погрузились» в изучение данного вопроса, но и демонстрировали свои профессиональные достижения, делились уже имеющимся опытом по формированию УУД. В течение недели работа МО была организована через различные формы: «Методические чтения», практикумы, мастер-классы и т.д. Одновременно с этим был объявлен «Педагогический марафон» (взаимопосещение уроков). Работа была построена содержательно и практико-ориентировано.

Обозначив проблему в сложности изучения документов, знакомства с основной программой и подпрограммами, мы предложили школьный конкурс МО. За основу была взята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поскольку она направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Благодаря конкурсу, удалось изучить основы Концепции, систематизировать работу по воспитанию учащихся и определить направления дальнейшего развития.

Совершенно очевидно, что решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Со всеми материалами и разработками можно познакомиться подробнее на школьном сайте или приобрести наш сборник.

Вся работа коллектива по внедрению ФГОС ООО выстроена в соответствии с «Дорожной картой». Это план-график по формированию необходимой системы условий по реализации основной образовательной программы.

Возвращаясь к тому, что мы сегодня работаем в Лаборатории. Мы можем проводить некие эксперименты, опираясь на деятельностный подход: родительское собрание. Необходимо объяснить сущность нового Стандарта. Объясняя словами не все термины понятны родителям, поэтому можно показать наглядно (опыт с шоколадкой).

«Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них но никогда не видел». Марк Твен

Игра «Устами прохожего» (см. презентация).

Вывод по всему сказанному

Конечно, мы сделали еще только первые шаги по этому сложному пути в условиях внедрения Стандартов. Мы учимся работать по-новому - не все идет гладко, проблемы есть. Но они решаемы. Главное - не отступать, идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому Стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Я желаю всем удачи, оптимизма, творческих дерзаний!

Искать, мыслить, действовать!



Выступление Морозовой Н.П. презентацию выступления можно посмотреть здесь.

Особенности реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Он включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.

Основными идеями программы являются:

      1. Идея развития:

  • развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие личности учащихся;
  • развитие педагогической системы школы в целом.
      2. Идея творчества:
  • создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;
  • творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.
      3. Идея сотрудничества:
  • партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
  • совместная деятельность детей и взрослых.
      4. Идея толерантности:
  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Перед школой стояла очень важная задача - предоставить детям выбор внеурочной деятельности в зависимости от их интересов и склонностей. Мы постарались учесть интересы каждого конкретного ребенка, а так же результаты диагностики, проведенной психологом.

Были определены направления и формы внеурочной деятельности.

Направления работыНазвание курсаУчастники сетевого взаимодействияФИО учителя
Общеинтеллектуальное«Путешествие на туманный Альбион» (коммуникативный английский)ДЮЦКрупская Е.А.
Духовно-нравственное Школьная газета «Наша жизньДЮЦКочнева И.В.
Спортивно-оздоровительное- баскетбол
- футбол
Филиал ДЮСШСоколов А.Л.
Кошкарев В.В.
Ковалева Е.В.
Общекультурное- Мультимедиа-студия
- Танцевальная студия «Солнечный зайчик»
ДЮЦ
ДК «Колос»
Рублева Ю.И.
Чернышева Т.И.
Социальное Школьный клуб «Юнеско»Стажировки в АЦК ЮНЕСКО г.ЕкатеринбургКожевникова Л.И.

Занятия внеурочной деятельности проходят в отличных от учебной деятельности активных формах, что отражено в названиях курсов: клуб, студия. Чтобы заинтересовать детей, педагоги старались, чтобы их программы были интересны, инновационны и познавательны.

Общая карта занятости обучающихся во внеурочной деЯтельности заполняется классным руководителем один раз в год с возможностью корректировки во втором полугодии.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

В организации внеурочной деятельности принимают участие:

собственные ресурсы школы (педагог-психолог, учителя-предметники, классный руководитель);

педагоги школы, работающие от ДЮЦ и ДЮСШ на базе школы;

специалист ДК «Колос» вовлекаются родители и социальные партнеры.

Особое внимание уделяется работе с семьей. Родители наших учеников играют важную роль в общей воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел; входят в состав Совета школы, через который осуществляется руководство школы и всего воспитательного пространства.

В работе с родителями мы ставили перед собой ряд задач:

формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;

проведение консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся;

создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.

Для достижения поставленных задач мы используем такие формы как:

индивидуальные консультации и беседы;

анкетирование; родительские собрания;

Дни открытого урока;

Дни открытых дверей;

совместные творческие дела и праздники; информационные уголки для родителей.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Для организации внеурочной деятельности школа располагает площадкой для спортивных занятий, музыкальной техникой, библиотекой, игровой площадкой, учебным оборудованием.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, есть выход в глобальную сеть Интернет, функционирует локальная сеть.

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Сложным вопросам является проблема оценивания результатов внеурочной деятельности. Мы остановились на варианте, который предлагается Д.В.Григорьевым и П.В.Степановым в пособии «Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор».

Предметы диагностики

  1. Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
  2. Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
  3. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.
Объекты контроля и анализа:
  • познавательная активность, интерес к учению, школе;
  • сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
  • применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
  • участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
  • выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.




Выступление
Файзуллиной А.Н. презентацию выступления можно посмотреть здесь.